3.2. Возможные неисправности двигателя, их причины и методы устранения
|  
       ПРИЧИНА  
     |  
       МЕТОД УСТРАНЕНИЯ  
   | 
|  
       Двигатель не запускается 
   | |
| Нет топлива в карбюраторе: | |
| – засорены топливопроводы или фильтры карбюратора и топливного насоса | – промойте и продуйте топливный бак, топливопроводы и фильтры | 
| – неисправен топливный насос | – проверьте работу насоса и замените поврежденные детали | 
| Неисправна система зажигания | См. подраздел 5.4 | 
| Воздушная заслонка карбюратора остается закрытой при первых вспышках в цилиндрах | Устраните негерметичность пускового устройства карбюратора | 
|  
       Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом 
        ходу 
   | |
| Нарушена регулировка холостого хода двигателя | Отрегулируйте холостой ход | 
| Подсос воздуха через поврежденную дренажную трубку | Замените дренажную трубку | 
| Подсос воздуха через прокладки в соединениях впускного трубопровода с карбюратором или с головкой цилиндров | Подтяните гайки крепления или замените прокладки | 
| Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала | Отрегулируйте зазоры | 
| Неисправен карбюратор: | |
| – засорены жиклеры или каналы карбюратора | – продуйте жиклеры и каналы сжатым воздухом | 
| – вода в карбюраторе | – удалите воду из карбюратора, слейте отстой из топливного бака | 
| – нарушена герметичность диафрагмы пускового устройства | замените диафрагму | 
| Неисправна система зажигания | См. подраздел 5.4 | 
|  
       Двигатель не развивает полной мощности и не обладает 
        достаточной приемистостью 
   | |
| Неполное открытие дроссельных заслонок карбюратора |  Отрегулируйте приводы дроссельных заслонок | 
| Загрязнен воздушный фильтр | Замените фильтрующий элемент | 
| Неисправна система зажигания | См. подраздел 5.4 | 
| Неисправен топливный насос | Проверьте работу насоса и замените поврежденные детали | 
| Неисправен карбюратор: | |
| – неисправен насос-ускоритель | – проверьте производительность насоса, замените поврежденные детали | 
| – засорены главные жиклеры | – продуйте жиклеры сжатым воздухом | 
| – неполностью открыта воздушная заслонка | – отрегулируйте привод заслонки | 
| – уровень топлива в поплавковой камере не соответствует норме | – отрегулируйте установку поплавка | 
| Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала | Отрегулируйте зазоры | 
| Недостаточная компрессия – ниже 1 МПа (10 кгс/см2): | |
| – пробита прокладка головки цилиндра | – замените прокладку | 
| – прогорание поршней, поломка или залегание поршневых колец | – очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные кольца и поршень замените | 
| – плохое прилегание клапанов к седлам | – замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла | 
| – чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец | – замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры | 
|  
       Стук коренных подшипников коленчатого вала 
   | |
| Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельной заслонки на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленчатого вала | |
| Слишком раннее зажигание | Отрегулируйте установку зажигания | 
| Недостаточное давление масла | См. ниже | 
| Ослаблены болты крепления маховика | Затяните болты рекомендуемым моментом | 
| Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников | Прошлифуйте шейки и замените вкладыши | 
| Увеличенный зазор между упорными полукольцами и коленчатым валом | Замените упорные полукольца новыми или с увеличенной толщиной | 
|  
       Стук шатунных подшипников 
   | |
| Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельной заслонки. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания | |
| Недостаточное давление масла | См. ниже | 
| Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами | Замените вкладыши и про-шлифуйте шейки | 
|  
       Стук поршней 
   | |
| Этот стук обычно незвонкий, приглушенный: вызывается «биением» поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой | |
| Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами | Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры | 
| Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне | Замените кольца или поршни с кольцами | 
|  
       Стук впускных и выпускных клапанов 
   | |
| Работа с увеличенными зазорами в клапанном механизме вызывает характерный стук, обычно с равномерными интервалами; частота его меньше любого другого стука в двигателе, так как клапаны приводятся в действие от распределительного вала, частота вращения которого в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала | |
| Увеличенные зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала | Отрегулируйте зазоры | 
| Поломка клапанной пружины | Замените пружину | 
| Чрезмерный зазор между стержнем и направляющей втулкой клапана | Замените изношенные детали | 
| Износ кулачков распределительного вала | Замените распределительный вал и рычаги клапанов | 
| Отворачивание контргайки регулировочного болта | Отрегулируйте зазор между рычагом и кулачком распределительного вала, затяните контргайку | 
|  
       Чрезмерный шум цепи привода распределительного вала 
   | |
| Из общего шума двигателя шум цепи привода распределительного вала выделяется при появлении зазоров между элементами зацепления и четко прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала. | |
| Ослабла цепь вследствие износа | Натяните цепь | 
| Поломка башмака натяжителя цепи или успокоителя | Замените башмак натяжителя или успокоитель | 
| Заедание штока плунжера натяжителя цепи | Устраните заедание | 
|  
       Недостаточное давление масла 
        на холостом ходу на прогретом двигателе  
   | |
| Попадание под редукционный клапан масляного насоса посторонних частиц | Очистите клапан от посторонних частиц и заусенцев, промойте масляный насос | 
| Изношены шестерни масляного насоса | Отремонтируйте масляный насос | 
| Чрезмерный зазор между вкладышами и коренными шейками коленчатого вала | Прошлифуйте шейки и замените вкладыши | 
| Заедание редукционного клапана давления масла | Замените клапан | 
| Применение моторного масла несоответствующей марки и качества | Замените масло другим, рекомендуемым в подразделе 14.3 | 
|  
       Чрезмерное давление масла на прогретом двигателе 
   | |
| Заедание редукционного кла-пана масляного насоса | Замените клапан | 
|  
       Повышенный расход масла 
   | |
| Подтекание масла через уплотнения двигателя | Подтяните крепления или замените прокладки и сальники | 
| Износ поршневых колец и поршней или цилиндров двигателя | Расточите цилиндры и замените поршни и кольца | 
| Поломка поршневых колец | Замените кольца | 
| Закоксовывание прорезей в маслосъемных кольцах или в канавках поршней | Очистите прорези и пазы от нагара | 
| Износ или повреждение маслоотражательных колпачков клапанов | Замените маслоотражательные колпачки | 
| Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок | Замените клапаны, отремонтируйте головку цилиндров | 
|  
       Повышенный расход топлива 
   | |
| Не полностью открыта воздушная заслонка | Отрегулируйте привод заслонки | 
| Повышенное сопротивление движения автомобиля | Проверьте и отрегулируйте давление в шинах, тормозную систему, углы установки колес | 
| Неправильная установка момента зажигания | Отрегулируйте момент зажигания | 
| Неисправен вакуумный регулятор распределителя зажигания | Замените вакуумный регулятор или распределитель зажигания | 
| Высокий уровень топлива в карбюраторе: | |
| – нарушена герметичность игольчатого клапана или его прокладки | – проверьте, нет ли посторонних частиц между иглой и седлом клапана, при необходимости замените клапан или прокладку | 
| – заедание или трение, препятствующее нормальному передвижению поплавка, негерметичность поплавка | – проверьте и при необходимости замените поплавок | 
| Засорены воздушные жиклеры карбюратора | Очистите жиклеры | 
|  
       Перегрев двигателя 
   | |
| Слабое натяжение ремня привода насоса и генератора | Отрегулируйте натяжение ремня | 
| Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения | Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения | 
| Неправильная установка момента зажигания | Отрегулируйте момент зажигания | 
| Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора | Очистите наружную поверхность радиатора струей воды | 
| Неисправен термостат | Замените термостат | 
| Неисправен клапан пробки радиатора (давление открытия меньше 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) | Замените пробку | 
| Неисправен насос охлаждающей жидкости | Проверьте работу насоса, замените его или отремонтируйте | 
|  
       Быстрое падение уровня жидкости в расширительном 
        бачке 
   | |
| Поврежден радиатор | Отремонтируйте радиатор или замените | 
| Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов | Замените поврежденные шланги или прокладки | 
| Подтекание жидкости из крана отопителя | Замените кран | 
| Слабо затянуты хомуты шлангов | Подтяните хомуты | 
| Подтекание жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости | Замените сальник | 
| Повреждена пробка или прокладка пробки радиатора | Замените пробку | 
| Повреждена прокладка головки цилиндров | Замените прокладку | 
| Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке цилиндров | Проверьте герметичность блока и головки цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали | 
| Подтекание жидкости через микротрещины в корпусе или крышке насоса охлаждающей жидкости, расширительном бачке или впускной трубе |  
       Проверьте герметичность, при обнаружении трещин поврежденные 
        детали замените; незначительную течь допускается устранить добавкой в 
        охлаждающую жидкость герметизатора типа НИИСС-1 
   |